Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

           Ресурсный потенциал школы как механизм реализации инклюзивной практики

        Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и детей с особыми образовательными потребностями, инвалидов, у которых возникали затруднения в получении образования в общеобразовательной школе.  Они не могли реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми.

          Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов свидетельствуют об изменении представления государства и общества о правах всех детей, в том числе  с инвалидностью, и постановке практической задачи максимального охвата образованием  детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ).

       В статье 5 Федерального закона  от  29.12.2012  № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»  указано, что «должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

        Основная идея инклюзии заключается в том, что не нужно менять ребенка, подгоняя его к какой-то теоретической норме, надо менять условия под индивидуальные особенности  ребенка.

   Создание таких условий ставит перед педагогическими коллективами задачу изменения традиционных форм и методов обучения детей с ОВЗ. Возникла необходимость создания инновационной школы, повышения уровня профессиональной компетенции  педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ,  которые смогли бы реализовывать свое право обучаться по месту жительства, наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности.
          Ускорить процесс инклюзивного образования можно, используя ресурсы образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – школа для детей с ОВЗ)  через осуществление практики социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

В письме Минобрнауки РФ от 13.11.2014 № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам» сказано, что на современном этапе школы для детей с ОВЗ могут выполнять функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, координирующих работу в этом направлении системы образования муниципалитета, округа, региона.

Итак, в связи с организацией  обучения детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников с 01.09.2016 года согласно  ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  возникла необходимость в создании Ресурсных центров  по оказанию помощи педагогам и населению в вопросах обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной практике.

На основании приказа Министерства образования Кировской области от 30.01.2017 № 5-57 «О региональных инновационных площадках» на базе КОГОБУ школы-интерната для обучающихся с ОВЗ г. Котельнича (далее – КОГОБУ ШИ ОВЗ) организована работа региональной инновационной площадки по проекту  «Ресурсный потенциал школы как механизм реализации инклюзивной практики».

  Проект соответствует приоритетным направлениям инновационной деятельности  в региональной системе образования  и направлен на решение следующих социально-значимых задач:  удовлетворение социального запроса на сопровождение инклюзивного образования; создание условий для интегрированного включения детей с ОВЗ в образовательную   среду, социум.
         Для работы Ресурсного центра в школе-интернате созданы специальные образовательные условия: кадровые, материально-технические, информационные и другие. Остановимся на отдельных направлениях.
           Образовательный процесс осуществляют 36 педагогов, из них 26 имеют высшее образование, 17 -  специальное (дефектологическое) образование. Прошли курсы профессиональной переподготовки в области коррекционной педагогики 3 человека, курсы повышения квалификации - 11 человек. 92% педагогических работников имеют квалификационную категорию, 56% - высшую.  Педагогический коллектив  профессионалов,  единомышленников готов  к инновациям, реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, демонстрации своего опыта работы в вопросах реализации инклюзивной практики. Наличие специалистов сопровождения (логопеды, психологи, учителя-дефектологи), знающих особенности психофизического развития  детей с ОВЗ  и владеющих методиками  их обучения и воспитания,  позволяет использовать данные  кадровые ресурсы при сетевом взаимодействии с общеобразовательными учреждениями Западного образовательного округа.
  В КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Котельнича создаются необходимые материально-технические условия для обучения разных категорий детей с ОВЗ. В рамках участия учреждения в государственной и региональной программах «Доступная среда» создана универсальная безбарьерная среда, что обеспечивает доступ к местам оказания услуг в школе-интернате различным категориям детей с инвалидностью и других обучающихся с ОВЗ, создает открытость учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.   Оборудованы в соответствии с требованиями доступности медицинский блок и санитарная комната. Приобретено реабилитационное оборудование. Обеспечение мероприятий в рамках «Доступная среда» значительно расширили возможность охвата образованием детей – инвалидов разных категорий.
     Для детей с нарушениями  эмоциональной-волевой сферы и поведения функционирует оборудованный  кабинет психолога. Использование специального комплекта коррекционно-развивающего оборудования   с программным обеспечением  позволяет результативно осуществлять коррекцию основных и вторичных недостатков эмоциональной сферы детей, помогает в  диагностировании обучающихся с ОВЗ  с различными психическими и поведенческими отклонениями с целью реализации принципа индивидуальности. Имеется сенсорная комната  для снятия эмоционального напряжения обучающихся с ОВЗ, так как они испытывают повышенные нагрузки во время обучения и нуждаются  в создании особых условий, нормализующих их психоэмоциональное состояние, создающая комфортные условия для реабилитации. Также  осуществляется психологическая поддержка педагогов и родителей.
      Для работы с детьми  с нарушениями речи оборудован  логопедический кабинет. Используется в работе логопедический тренажер СОЛО – 01В-1, применение которого качественно повышает уровень оказания логопедической помощи детям с системным недоразвитием речи.  
      Приобретено реабилитационное оборудование для детей-инвалидов с нарушениями слуха и зрения.
     Информационно-образовательная среда школы-интерната соответствует современным требованиям к организации учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса. Для всех категорий обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью в фойе школы установлен информационный терминал. Программное обеспечение данного терминала позволяет получать всю необходимую информацию о деятельности школы. Сайт учреждения постоянно обновляется.
 
 
         Коллектив КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Котельнича  имеет более чем  полувековой опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, может оказывать методическую помощь педагогам, работающим с детьми с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.
    Однако состав группы школьников с ОВЗ  в настоящее время  меняется. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Выделена новая категория  детей с ОВЗ – дети с расстройствами аутистического спектра.  На фоне перемещения части наиболее «благополучных» детей с ОВЗ  в массовую школу в образовательных организациях для обучающихся с ОВЗ растет доля детей со сложной структурой дефекта. С 1 сентября 2015 года в  КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Котельнича функционирует  класс для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Педагоги  школы-интерната накапливают опыт  работы с данной категорией детей. Для детей определено помещение, где также созданы все специальные образовательные условия, включая создание безопасной среды, оборудование класса необходимой оргтехникой и мультимедийным оборудованием.   Ведущим методом обучения стал метод «от действия к мысли». Это не практико-ориентированное обучение с этапами комбинированного урока, а это обучение в практической деятельности. Это урок-практика. При таком построении обучения все учащиеся вовлекаются  в практическую деятельность коллективно, на доступном для каждого уровне. Создается учебная среда, в которой учащийся на основе практических действий  приобретает личный опыт.
  В школе-интернате, особенно в данном классе, большое внимание уделяется работе с родителями. Программа сотрудничества с семьей обучающегося  отражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа  включает консультации, семинары, тренинги, занятия, беседы, собрания, домашнее визитирование и другие мероприятия, направленные на психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида; повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.
  Созданию региональной инновационной площадки по проекту  «Ресурсный потенциал школы как механизм реализации инклюзивной практики» на базе КОГОБУ школы-интерната для обучающихся с ОВЗ г. Котельнича способствовала инновационная деятельность учреждения. 
   Более трех лет на базе школы-интерната успешно работает окружное методическое объединение учителей  школ для обучающихся с ОВЗ Западного образовательного округа, что является хорошей возможностью для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями,  транслировать свой опыт работы, знакомиться с опытом работы других  школ, совместно обсуждать и вырабатывать инновационные подходы  в инклюзивном образовании. Проводимые КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Котельнича  семинары и конференции все больше привлекают внимание  учителей, которые работают в школах, реализующих идеи инклюзивного образования. Преодолён   барьер   изолированности   между   общеобразовательными учреждениями и образовательной организацией для обучающихся с ОВЗ. Сформирован   положительный      имидж     школы     среди    педагогической   общественности города.
  Школа  развивает систему социального партнерства для успешной социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с другими общеобразовательными учреждениями, учреждениями культуры, спорта, медицины, правоохранительными органами и другими службами. Тесное сотрудничество с ФГОУ СПО «Кировский сельскохозяйственный техникум» позволяет  обеспечить уровень трудоустройства выпускников школы до 96%. Многолетняя дружба со службой судебных приставов дает  возможность показывать положительный пример мужского воспитания, развивает осознанное формирование здорового образа жизни  у детей.
  На протяжении многих лет на базе школы проходят педагогическую практику и стажировку молодые педагоги КОГПОАУ «Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий», Вятского социально-экономического института и других учебных заведений. Многие из них остались работать в  нашей школе-интернате.   
        Реализуя проект «Школа социализации - школа здоровья», учреждение  представляло свой опыт работы на областном и Всероссийском уровне, имеет награду «Лучшее коррекционное образовательное учреждение 2018», внесено во Всероссийский  реестр образовательных учреждений «Книга почета» за 2018 год. 
    Деятельность   КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Котельнича    в  режиме ресурсного центра востребована, эффективна,    так    как способствует повышению профессионализма  педагогов общего    образования    и     всех     специалистов сопровождения,    работающих     с   детьми с ОВЗ. Педагогический коллектив постоянно стремится к реализации инноваций, развитию учебно-материальной базы,  высокому уровню методического обеспечения образовательного процесса, высокому уровню квалификации педагогических и управленческих кадров, эффективной организации образовательного процесса, транслированию  опыта обучения детей с ОВЗ, готов делиться этим опытом, оказывать реальную помощь педагогам общеобразовательных  школ для грамотной организации инклюзивного образования, предоставлять специально организованные условия для обучения детей с ОВЗ.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (АКТ-Паспорт Котельнич.pdf)Паспорт доступности1441 kB

Информационные баннеры